Основные понятия:
- пассажир – это лицо, пользующееся услугами перевозчика;
- перевозчик – предприниматель, владеющий автотранспортом на праве собственности, оказывающий услуги по перевозке пассажиров и багажа;
- линейное такси – автотранспорт, оказывающий услуги по заявкам пассажиров за плату по показанию таксометра;
- маршрутное такси (маршрутка) – автотранспорт (микроавтобус и др.), предназначенный для перевозки пассажиров на регулярных маршрутах;
- автовокзал – организация, осуществляющая услуги пассажирам;
- метрополитен – система подземных и наземных сооружений, предназначенная для перевозки пассажиров электропоездами.
Права пассажира:
- пользоваться любым видом транспорта;
- пользоваться остановками;
- провозить с собой бесплатно детей в возрасте до 7 лет;
- перевозить с собой бесплатно ручную кладь весом не более 20 кг;
- на платной основе перевозить багажа;
- получать у диспетчера информацию о пассажирском транспорте.
Обязанности пассажира:
- соблюдать правила перевозки;
- оплатить за проезд, хранить билет до места назначения и предъявлять его контролеру;
- предъявить документ, предоставляющий льготный проезд;
- соблюдать чистоту и беречь имущество при пользовании транспортом.
Пассажирам запрещается провоз пожароопасных, взрывчатых, отравляющих веществ, а также огнестрельного оружия и колющих предметов.
Задачи перевозчика:
- удовлетворение потребностей граждан;
- организация стабильной работы пассажирского транспорта;
- повышение качества оказания услуг;
- обеспечение безопасности жизни и здоровья пассажиров
Обязанности перевозчика:
- осуществлять деятельность на основании лицензии;
- соблюдать правила перевозки;
- обеспечивать безопасность жизни и здоровья пассажиров;
- выполнять требования пожарной безопасности, санитарии и экологии;
- перевозить некоторых категорий граждан на льготной основе.
Перевозчикам запрещаются самовольное отклонение от установленного маршрута, несоблюдение графика движения и предъявление каких-либо требований к пассажирам.
При перевозке пассажиров водители автобуса (маршрутного такси) должны иметь:
- удостоверение (свидетельство), подтверждающее право работы на данном маршруте;
- лицензионную карточку;
- маршрутную документацию;
- путевой и билетно-учетный листы;
- отметки о прохождении технического осмотра автотранспорта и медицинского осмотра водителя;
- расписание движения и схему маршрута.
Полномочия органов государственной власти на местах:
- установление тарифов;
- решение вопросов размещения, строительства и обустройства остановочных и диспетчерских пунктов;
- контроль за качеством пассажирских перевозок.
Размер штрафа, выплачиваемого пассажиру за задержку автотранспорта:
- в размере 10% от стоимости билета за первый полный час (60 минут) задержки;
- в размере 3% от стоимости билета за каждые последующие 15 минут задержки отправления (прибытия).
Общая сумма штрафа не должна превышать 50% от стоимости билета.
Пассажирам запрещается в автобусе:
- проезд в нетрезвом состоянии;
- употребление алкогольной и табачной продукции;
- открывание окон без разрешения водителя (кондуктора);
- высовывание из окна;
- провоз предметов и вещей габаритом более 100 см х 50 см х 30 см или весом свыше 60 кг, а также предметов длиной более 200 см;
- провоз предметов и вещей, загрязняющих салон или одежду пассажиров;
- провоз собак без намордника и других животных.
Претензии к перевозчику могут быть предъявлены в течение 6 месяцев, а претензии об уплате штрафов – в течение 45 дней. Подробно по ссылке.